Созданная для
расследования причин катастрофы Государственная комиссия
состояла из трёх подкомиссий:
·
по
изучению лётной подготовки экипажа, проверке организации и
обеспечения полётов 27 марта (лётная подкомиссия),
·
по
изучению и анализу материальной части самолёта УТИ МиГ-15 (инженерная
подкомиссия),
·
по оценке
состояния лётчиков до и во время полёта, официального опознания
погибших (медицинская подкомиссия).
Отдельно работала
комиссия КГБ, выяснявшая «по своей линии», не была ли катастрофа
результатом заговора, теракта или злого умысла.
Были собраны 95 %
самолёта и оборудования. С телами пилотов было сложнее — их
разметало от удара машины о землю, в результате которого
образовалась воронка диаметром 6 м и глубиной 2,7 м. Опознание
обоих лётчиков было произведено по отдельным фрагментам тел.
Анализ отпечатков стрелок кабинных и наручных часов Гагарина
показал, что катастрофа произошла в 10:31, то есть через 50-70
секунд после последнего радиообмена с Гагариным.
Официальные выводы комиссии были таковы: экипаж из-за
изменившейся в полёте воздушной обстановки (подробности не
уточнялись) совершил резкий манёвр и сорвался в штопор. Пытаясь
вывести машину в горизонтальный полёт, пилоты столкнулись с
землёй и погибли. Отказов или неисправностей техники обнаружено
не было. Химический анализ останков и крови лётчиков посторонних
веществ не выявил.
Официальная версия гибели Юрия
Гагарина
По
данным доктора технических наук генерал-лейтенанта
С. М. Белоцерковского
и космонавта
А. А. Леонова
(который был членом правительственной комиссии), исследования
доказали: самолёт Гагарина и
Серёгина
перевернуло и бросило в
плоский штопор
воздушной волной от другого самолёта. (о данной версии
лётчик-испытатель Степан Микоян в своих мемуарах прямо говорит,
как о необоснованной, заявляя, что в ЛИИ были проведены
соответствующие испытания и попадание в струю другого самолёта
не привело бы к значительным изменения параметров полёта).
Факторами, приведшими к трагедии, были:
·
Плохие
погодные условия (нижняя кромка нижнего слоя облаков была на
высоте 500—600 метров); неточные сведения о погоде.
·
Конструктивные недостатки самолёта — неудачные в
аэродинамическом
отношении два
подвесных топливных бака
и необходимость для инструктора
катапультироваться
первым.
·
Неудовлетворительная организация
радиолокационного слежения за полётами, неисправность части
оборудования.
·
Серьёзные
нарушения в планировании полётов.
·
Белоцерковский и
Н. П. Каманин обвиняют генерала
Н. Ф. Кузнецова
в том, что в сложившихся условиях он мог и должен был отменить
полёт Гагарина. Вместо этого, из-за его действий, особенно
придирок к Серёгину, перед полётом возникла недопустимая
нервозность.
По данным комиссии, примерно за минуту до столкновения
Гагарин пребывал в совершенно нормальном состоянии: речь его
была спокойной, размеренной. Ему предстояло делать разворот со
снижением, при отсутствии видимости естественного горизонта.
Далее произошло какое-то неожиданное событие, которое привело к
тому, что самолёт оказался на закритическом режиме в положении
крутого
пикирования.
Наиболее вероятным «событиями» могли быть:
·
Уклонение
от самолёта,
шар-зонда
или стаи птиц;
·
Попадание
в след пролетевшего самолёта;
·
Попадание
в восходящий вертикальный поток воздуха или даже горизонтальный
порыв ветра.
Могло иметь место сочетание двух каких-либо из указанных событий,
а может быть, и всех трёх.
В Интернете очень много материала с самыми
разнообразными версиями гибели Юрия Гагарина, даже
фантастическими, я не стану их приводить, так как официального
подтверждения они не имеют.
Материалы
данной страницы взяты из Энциклопедии Википедия.
|